Тибетский буддизм
  Чогьял Намкай Норбу
  Дзогчен
  Тибетский буддизм
  Учителя

 

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ

Тибетский буддизм - это особое течение в буддизме, которое возникло в 7-м столетии в Тибете, а затем распространилось по всему гималайскому региону.

В тибетском буддизме практикуют в основном тантрические практики. "Тантра" — это санскритское слово, которое означает "непрерывность". Тантра указывает главным образом на неменяющуюся природу ума, осознавание, которое находится за пределами любых ограничений, которое не рождается и не умирает, которое непрерывно от безначальных времен до окончательного просветления.

Писания, в которых содержатся учения о неизменной, ваджрной природе ума, называются тантрами, а свод знаний и методов, прямо раскрывающих природу ума, считается третьей "колесницей" буддизма (наряду с и ), которая известа как Тантраяна, или Ваджраяна.

В буддизме санскритское слово "ваджра" (букв. "алмаз") означает нерушимость, подобную алмазу, и просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Поэтому слово "Ваджраяна" может быть буквально переведено как "Алмазная колесница", или "Громовая колесница".

Ваджраяну иногда рассматривают как высшую ступень Махаяны - "Великой колесницы" буддизма. Путь Ваджраяны позволяет достичь освобождения в течение одной человеческой жизни.

В настоящее время Ваджраяна распространена в Тибете, Монголии, Бутане, Непале, Бурятии, Туве, Калмыкии. Практикуют Ваджраяну в некоторых школах японского буддизма (Сингон), а в последние десятилетия в Индии и странах Запада.

Все четыре существующие сегодня школы тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг и Сакья) относятся к Ваджраяне.

Ваджраяна — путь трансформации нашего обычного ума, основанный на мотивации и философии Великой колесницы Махаяны, но с особым взглядом, поведением и методами практики.

Основными методами в Ваджраяне являются визуализация образов божеств, или йидамов, и в частности, визуализацией себя в образе божества для трансформации своих "нечистых" страстей, или эмоций, в "чистые", чтения мантр, выполнения особых жестов руками — мудр, почитание учителя. Конечной целью практики является воссоединение с природой нашего ума.

Для практики в Ваджраяне необходимо получение наставлений от достигшего реализации учителя. Необходимыми качествами практикующего являются мотивация сострадания ко всем существам, понимание пустотности воспринимаемых явлений, и чистое видение.

 

Проникновение буддизма в Тибет

Буддизм пришел в Тибет во время правления короля (627—649), который властвовал в центральном и в восточном Тибете, и в Западном Тибете, в королевстве Шанг-Шунг, в северной части Мьянмы (Бирмы) и некоторое время — в Непале.

Во время его правления Тибет сформировался как государство, обладающее могущественной армией и уважаемое соседями. Сонгцен Гампо приложил для этого много политических усилий, в том числе женился на китайской принцессе императорской династии Вэнь-Чен, и на Бхрикути, дочери правителя Непала, укрепив тем самым связи с соседями.

Новые жены принесли с собой и новые традиции буддизма своих стран. В приданном они привезли изображения и статуи Будды. Их добродетель и образы вошли в традицию, став изображениями Белой и Зеленой Тары.

Всемирно известный дворец в Лхасе был построен также по указанию Гампо.

 

Школа Ньингма

"Некоторые верят, что я появился в цветке лотоса, среди пыльцы в озере Дханакоша в Уддияне, некоторые верят, что я родился принцем в тех краях. Другие верят, что я пришел со вспышкой молнии на вершине горы Намчак. Многообразны их убеждения, ибо я появлялся во множестве форм.

Через двадцать четыре года после паринирваны Будды Шакьямуни, Амитаба, Ади будда Бесконечного Света, преисполненный бодхичитты, помыслил о Просветлении, и из сердца Махакаруны, в форме Махакаруны, я, Падмасамбхава, лотосорожденный гуру, возник как слог «шри».

Я пришел, как приходит в мир дождь, в бессчетных формах для тех, кто готов принять меня. Деяния просветленных непонятны. Кто определит меру для них?"

Первая буддийская традиция в Тибете — школа Ньингма. Принято считать, что ее история начинается с момента приезда в Тибет в 817 году н.э. индийского мастера по приглашению царя (790-858).

Сначала Трисонг Децен в соответствии с предсказанием относительно будущего буддийских учений в Тибете, пригласил великого индийского буддийского учителя .

Вскоре после того, как прибыл индийский учитель, разразилась эпидемия оспы. Придворные министры, противящиеся любому иноземному влиянию на Тибет, обвинили в эпидемии Шантаракшиту и изгнали его из Тибета. Перед отъездом Шантракшита посоветовал императору пригласить Падмасамбхаву, чтобы тот преодолел препятствия.

Трисонг Децен последовал этому совету. Падмасабхава явился и освободил Тибет от помех. Считается, что этот великий учитель, впоследствии известный как Гуру Ринпоче, связал местных демонов обетами и превратил их в защитников и помощников распространения буддизма.

Затем император пригласил Шантракшиту вернуться. В был построен первый в Тибете монастырь. Шантаракшита провел обряды посвящения для первых монахов этого монастыря.

В дальнейшем в монастыре Самье совместно работало много ученых из Китая, Индии и . В основном они составляли и переводили тексты, относящиеся к их собственным традициям. Вскоре буддизм был провозглашен государственной религией.


Китайцы в то время обладали большим влиянием, и каждый второй год император Китая посылал двух монахов в Самье. Китайские монахи следовали буддийской традиции чань, являющейся китайской предшественницей японской традиции дзен.

Шантракшита предвидел приближающийся конфликт с китайцами. Он пригласил своего ученика , чтобы уладить любые возможные проблемы.

Между китайским монахом Хошаном и Камалашилой, произошла знаменитая . Считается, что в диспуте победил Камалашила, с тех пор тантрический буддизм стал доминировать в Тибете.

На тханке - Гуру Падмасамбхава, Шантаракшита и царь Трисонг Децен.

Гуру Падмасамбхава и его 25 учеников


У Гуру Падмасамбхавы было 25 главных учеников, включая царя Трисонга Децена, которым он передал тайные учения высших классов тантры.   Вот их имена:

Царь

принцеса из Карчена

из Гьялмо

йогин из Нуба

из Нгенлама

из Нанама

из Ба

из Согпо

йогин из страны Шанг

из Карчена

из Чинбу

из Шубу

, странствующий йогин из Дрэ

из О-дрэна

, странствующий йогин из Нуба

из Лхалунга

из Лангдро

из Ласума

Одновременно с Гуру Падмасамбхавой в Тибете проповедовали тантрическое учение такие учителя, как , , и татрический йогин .

Таким образом, хотя в то время буддийская логика и философия еще не получили в Тибете широкого распространения, практике Тантры отдавалось явное предпочтение, но она хранилась в глубокой тайне. Работа по переводу таких текстов, как Kun-byed rgyal-po и mDo-dgongs-‘dus и цикла учений Махамайи, выполненная , , Нубченом Сангье Еше и другими переводчиками, также проводилась в обстановке глубокой тайны.

Гуру Падмасамбхава предвидел скорые гонения на буддизм в Тибете. Поэтому он и его ближайшая ученица Еше Цогьял спрятали множество духовных сокровищ - терма, в виде текстов, изображений и ритуальных принадлежностей, дав при этом наставления своим остальным своим ученикам относительно их обнаружения в будущем.

Впоследствии сотни учителей, воплощений его 25 учеников, находили эти сокровища терма, и на их основе давали передачу учений своим последователям. Таким образом, помимо собственно тантрических учений в Тибете существуют линии преемственности, основанные на традиции терма, включающие в себя учение Великого Совершенства, или Дзогчен. Эти линии восходят к таким учителям, как , , , и Вималамитра, и представляют собой уникальное наследие школы Ньингма.

Тертоны

 

Учения терма записала, главным образом, Еше Цогьял, а также несколько других учителей, по наставлениям Гуру Падмасамбхавы для будущих поколений, которые будут жить в разных условиях. Они были спрятаны по всему Тибету, многие из них — в недоступных местах, например, внутри горной скалы или под водой в озерах и реках. Туда их поместили мастера, такие как Еше Цогьял, которая сделала это благодаря силе своей реализации.

Терма можно вернуть только с помощью медитативной силы тертонов. Тертоны — это особые и могущественные люди, и им часто даже в детстве снятся особые сны, в которых они получают благословения и учения прямо от Гуру Падмасамбхавы и Еше Цогьял.


Терма земли материально, его вынимают из земли, озер и скал, а терма ума извлекается из пространства реализации. Считается, что терма земли приносят большую пользу живым существам, потому что в них часто находят спрятанный Падмасамбхавой жёлтый пергамент с символическими письменами. На этих свитках написано всего лишь несколько маленьких знаков, и это не тибетские буквы, эти знаки, называемые буквами дакини, имеют безмерно глубокий смысл. Тертоны, посмотрев на них, могут расшифровать их в длинные книги, поскольку сам текст терма содержится в потоке сознания тертона, свиток - только ключ. Даже в современном Тибете великие тертоны продолжают открывать сокровища терма.

Существовали 5 царей-тертонов - (—), (—), (—), (—), и (—), 108 великих тертонов и сотни малых. Согласно «Океану Чудес» и другим источникам, тертон, открывший учения трёх видов, становится великим тертоном. В противном случае он остается малым открывателем учений. Эти три вида — учения Гуру Падмасамбхавы, Авалокитешвары и Великого Совершенства.

Гонения на буддизм

В середине IX века, при царе , имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма продолжала существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны и обнаружены вновь через несколько столетий.

Ландарма пришёл к власти в результете дворцового переворота и убийства своего брата в 838 при поддержке про-бонски настроенной аристократии. Он восстановил на короткое время древнюю иерархическую триаду: царь — придворный первосвященник — шаман.

Ландарма постоянно демонстрировал ненависть к буддизму и к монашеской общине. Всякий раз, когда на его пути встречалась буддийская статуя, он приказывал ей говорить, и если статуя безмолствовала, он приказывал отрубить ей нос или палец. Эти частично изуродованные статуи в окрестностях простояли много веков.

Ландарма приказывал казнить любого монаха Красной сангхи (полностью посвящённых монахов), не признававшего его антибуддийских указов. Но при этом он щадил членов Белой сангхи (йогинов и старейшин родов), так как считал их домохозяинами, а не монахами.

Во время правления Ландармы немало буддийских текстов и передач было уничтожено, однако традиция Ньингма не погибла благодаря представителям Белой сангхи и беженцам на окраины Тибета и в окрестные государства.

Ландарма был убит выстрелом из лука монахом Палгье Дордже (Палдордже), который, «преисполнившись сострадания к царю», убил его. После этого Палдордже удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь изучению махаянских текстов и медитации. Гибель царя-гонителя и сейчас празднуется в регионах распространения тибетского буддизма.

У Ландармы не было прямых наследников, и после его смерти Тибет распался на мелкие царства.

Возрождение буддизма началось В X веке после того, как был приглашен совершеннейший гуру (982—1054) — великий буддийский учитель и проповедник, именуемый Вторым Буддой.

Обладая общепризнанным авторитетом и обширными познаниями, он учил, а также переводил и комментировал буддийские тексты. Атиша прибыл с множеством учеников и провел в Тибете 12 лет, до самой смерти.

Учитель Атиша провел ряд реформ, направленных на укрепление традиций классического буддизма. Он основал несколько крупных монастырей. В истории тибетского буддизма началась новая  волна, которая известна как период «новых переводов», когда получили развитие три остальные главные традиции: Кагью, Кадам, или Гелуг, и Сакья.

 

Школа Кагью

Линия произошла от великого йогина (988—1089), который жил в Северной Индии. Тилопа получил четыре особые тантрические передачи и в совершенстве овладел ими. Именно поэтому название Кагью иногда интерпретируется как сокращение от «кабаб жии гью па» — Линия Четырёх Передач.

Несмотря на то, что имеют место некоторые расхождения в исторических источниках относительно того, какие мастера связаны с той или иной из четырёх передач, большинство соглашаются с тем, что первая из четырёх исходила от и состояла из двух тантр, «Сангва Дюпа Тантры» (Санскр: Гухьясамаджа) и «Денши Тантры». Она также включает в себя практики, называемые Иллюзорное Тело и Перенос Сознания - Пхова.

Вторая особая передача пришла от Накпопы и включала тантру под названием Гьюма Ченмо (Санскр: Махамая), а также практику Осознанного Сна.

Третья особая передача пришла от Лавапы. Она включает в себя Демчок Тантру (Санскр: Чакрасамвара) и практику Ясного Света.

Четвёртую передала Кхандро Калпа Зангмо, и она включает тантру, известную как Гьепа Дордже (Санскр: Хеваджра) и практику Внутреннего Тепла - Туммо.

Эти учения Тилопа передал (1016—1100), и они были систематизированы как , которые считаются одним из центральных учений в Линии Кагью. Наропа передал свои знания (1012—1097), великому переводчику, который трижды приезжал из Тибета в Индию за наставлениями, и, вернувшись впоследствии в Тибет, распространил учения Дхармы там.

Его ученик, (1052—1135), стал одним из величайших йогинов Тибета. Посредством настойчивости в практике Махамудры и Шести Йог Наропы, он обрёл глубокую реализацию абсолютной природы реальности.

Передачу Миларепы продолжил (1079—1153), врач из Дагпо. Он проходил обучение в традиции , которая является постепенным путём, включающим так называемые учения . Он также встретился с Миларепой и достиг реализации абсолютной реальности под его руководством. Он основывал монастыри, много учил и обрёл много учеников. Четверо из его учеников основали четыре основные школы Кагью.

Полную же передачу от Гампопы получил именно первый , Дюсум Кхьенпа. Восемь меньших линий Кагью основали последователи Пхагдру Дордже Гьялпо (более известного как Пхагмодрупа) — другого ученика Гампопы.

В наше время распространены четыре линии Кагью:, , и . Эти линии не считаются бо́льшими или меньшими с точки зрения содержащихся в них учений, в этом отношении они равны.

На иллюстрации - Тилопа

 

Школа Гелуг

Традиция Новая Кадам, или , была основана прославленным ученым (1357-1419). Он построил монастырь в 1410 г., и вначале школа была известна как Гаденпа, а затем она стала называться Гелугпа.

Цонгкапа родился в долине Цонкха в провинции Амдо, восточного Тибета. Он получил первые монашеские обеты от третьего Кармапы, Ролпея Дордже (1340-1383) и Чодже Дондруб Ринчена.

В возрасте шестнадцати лет, он отправился в центральный Тибет для дальнейшего обучения. Он принял обеты бхикшу линии Шакьяшри из Кашмира. Он изучал учения мадхьямаки и абхидхарму у Редава Шонну Лодро школы Сакья. Он получил инструкции по тантре у Кьюнгпо Лхепа, ученика Бутона, и Лхотрагпа Намкха Гьялцена. Он имел большие способности к учению, и в течении своей жизни написал 210 трактатов собранных в двадцати томах. Его наиболее известными работами являются (Ступени Пути) и Нгагрим Ченмо (Ступени Пути Тантры).

В философии, Цонкапа следовал учениям Прасангики Мадхьямаки и Тантрам Нового Перевода. На тип его практик оказал глубокое влияние стиль школы Кадам, основанной Атишей в Тибете. Основной упор Цонкапа делал на строгой монашеской дисциплине в монастырях. Только соблюдающие целибат лица допускались в монастыри и духовные общины Гелуг.

Цонкапа имел сотни великих учеников. Его двумя главными учениками были Гьялцаб Дже и Кхедруб Дже. Гьялцаб Дарма Ринчен написал работы в восьми томах, а Кхедруб Гелег Палзанг (1385-1438) составил десять томов по сутре и тантре. Другими главными его учениками были: Дулдзин Трагпа Гьялцен, Пенчен Гедендруб (первый Далай-лама, 1391-1474), Джамьянг Чодже (1379-1449), Чамчен Чодже (1354-1435), Мед Щераб Зангпо и Гьюдчен Шераб Сенге.

После смерти Цонкапы, держателем трона монастыря Гаден был Гьялцаб Дже, и затем Кхедруб Дже. С тех пор держателями трона Гаден были старейшие ученые, и они же были главами школы Гелуг. В настоящее время 98-м держателем трона Гаден и главой школы Гелуг является Тхричен Джампал Женпхен (род. 1921), который живет в изгнании в Индии.

На иллюстрации - Чже Цонкапа.

Школа Сакья

Учения идут от индийского йога , который передал учение Гьядхаре, у которого, в свою очередь был тибетский ученик по имени Дрогми Шакья Еше.

Дрогми путешествовал по Индии и получил много учений и посвящений, включая так называемую передачу Ламдре, идущую от Вирупы. Учеником Дрогми стал Кхон Кончок Гьялпо (1034-1102), который считается основателем традиции Сакья.

Кхон Кончог Гьялпо построил первый храм Горум Зимчи Карпо в 1073 году. Храм был построен в южной части провинции Цанг, в месте с серой землей (sa skya). Это место было предсказано Гуру Ринпоче и Атишей, как место, где будут являться будды и бодхисаттвы.

Считается, что Атиша по пути из Индии в Тибет в 1040 году сделал подношения в том месте, где позже был построен монастырь. Он также пророчил, что это место засвидетельствует один бодхисаттва, воплощение Авалокитешвары, семь бодхисаттв, воплощений Манджушри и один бодхисаттва, воплощение Ваджрапани. Это место дало традиции название Сакья, "Кхон" и "лха риг" тоже эквивалентные названия.

Традиция Сакья прославлена Пятью Иерархами Сакья: , , , и . За ними следуют шесть учителей, называемых Шестью Украшениями Тибета: это Яктук Санге Пал и Ронгтон Маве Сенге, прославившиеся своим знанием учений Сутры; Нгорчен Кунга Зангпо и Зонгпа Кунга Намгьел, достигшие мастерства в изучении Тантры; Горам Сонам Сенге и Сакья Чогден, прославившиеся своим знанием как Сутры, так и

Тантры.

Нынешний глава школы Сакья, Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче, является 41-м держателем трона Сакья.

На иллюстрации - Сакья Пандита.

Бон как пятая тибетская традиция

Обычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре буддийские традиции: Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг, Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию Бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях. Он разъяснил, что не так важно, считаем мы бон буддийской традицией или нет. Та форма Бон, что развивалась начиная с XI века нашей эры, имеет достаточно общего с четырьмя буддийскими традициями Тибета, чтобы рассматривать все пять традиций как некую общность.

Бон - это древнейшая духовная традиция Тибета, которая включает в себя учения и практики, применимые ко всем аспектам жизни, в том числе к нашим отношениям со стихийными качествами природы, нашему нравственному поведению, взращиванию любви, сострадания и духовной радости, а также наивысшие бонские учения «Великого Совершенства», или Дзогчена.

   

Согласно изложению традицией бон своих истоков, за много тысяч лет до рождения Будды Шакьямуни в этот мир пришел и разъяснил свои учения на землях Олмо Лунгринг. «Ол» символизирует нерожденное, «мо» - неизбывное, «лунг» - пророческие слова Тонпа Шенраба, и «ринг» - его нескончаемое сострадание. Некоторые современные ученые отождествили Олмо Лунгринг с Шанг-Шунгом, страной, окружавшей Гору Кайлас в западном Тибете, и колыбелью тибетской цивилизации. Есть и другие толкования.

Говорится, что Тонпа Шенраб учил бону в ходе трех последовательных циклов учений. Сначала он учил «Девяти путям бона»; затем он учил «Четырем вратам бона и пятой – Сокровищнице»; и, наконец, он явил «внешние, внутренние и тайные заветы». В последнем цикле учений внешний цикл - это путь отречения или учения сутр; внутренний цикл - путь преображения или учения тантр; и тайный цикл - путь самоосвобождения или учения Дзогчена. Такое деление на сутру, тантру и Дзогчен также содержится в школе Ньингма тибетского буддизма.

Последователи бона получают устные учения и передачи от учителей линии преемственности, которая не прерывалась с древних времен и по сей день. Кроме того, сохранилось большинство духовных текстов. И хотя большая часть современного бона аналогична тибетскому буддизму, тем не менее, бон сохраняет богатство и особенности своих корней, идущих не от Будды Шакьямуни, а от Будды Тонпы Шенраба.

До недавнего времени древние учения бона передавались очень малому числу учеников в разных поколениях. Теперь бонские лама обучают и учеников с Запада бонским духовным традициям и практикам.

Благодаря беспрерывным усилиям , 33-го настоятеля «Менри», и , наиболее значимого учителя традиции бон, за пределами Тибета было построено два новых монастыря. Монастырь «Таши Менри Линг», построенный в Тибете в 1405 г., затем был воссоздан в Доланджи, Индия, А монастырь «Тритен Норбуце» сначала был построен в Тибете в 14 веке, а ныне его воссоздали в Катманду, в Непале.

В обоих монастырях есть школы, имеющие право присваивать учёные степени «геше». В монастыре Менри также есть средняя восьмилетняя школа и сиротский приют, рассчитанный на более чем 150 мальчиков и девочек. Оба монастыря являются современными источниками бонской культуры, учености и сострадания ко всем живым существам.

На иллюстрации - Тонпа Шераб Миво.

На фотографии - Монастырь Менри, Доланджи, Индия и Монастырь «Тритен Норбуце», Катманду, Непал.

По материалам .

 

Общие черты пяти тибетских традиций

Из истории этих традиций явствует, что разные линии — это не что-то монолитное, ограниченное жесткими рамками и никак не контактирующее друг с другом. Традиции, основанные теми или иными Учителями и оформившиеся как пять тибетских традиций, собрали и объединили в себе различные линии передачи Учения, в основном происходящие из Индии. Последователи каждой традиции условно называют свои системы «линиями», но часто одна и та же линия передачи входит одновременно в несколько традиций.

Первая черта, общая для всех пяти традиций, — это наличие как монашеской традиции, так и традиции практикующих буддистов-мирян, чья практика Дхармы состоит в основном в чтении мантр, совершении подношений в храмах и дома и обхождении святынь.

Все тибетские традиции следуют пути, сочетающему изучение сутры и тантры с ритуальными и медитативными практиками. В детстве монахи заучивают наизусть большое количество трактатов и ритуальных текстов и изучают их, участвуя в жарких диспутах. Медитативные и ритуальные практики всех пяти традиций также весьма схожи. Многие божества (йидамы) — такие как Авалокитешвара, Тара, Манджушри, Чакрасамвара (Херука) и Ваджрайогини (Ваджрадакини) — являются общими для четырех буддийских традиций.

В каждой из пяти тибетских традиций также присутствует традиция тулку. Тулку — воплощения великих учителей, практиков, способных управлять процессом своего перерождения. Когда они умирают, по прошествии определенного времени их ученики, пользуясь оставленными ими указаниями, или руководствуясь знаками, полученными в чистом видении другими реализованными учителями, разыскивают перерождение учителя среди маленьких детей. Эти дети с самого раннего возраста отличаются невероятными способностями, помнят свои предыдущие жизни, узнают людей, с которыми общались, свое окружение и т.п.

На фотографии - нынешнее воплощение великого учителя Дзогчена Оргьен Джигме Рабсел Дава.

Составлено по материалам и статей А. Берзина.