Бакчен (sbag chen) - древняя тибетская игра - известна несколько тысяч лет и восходит своими истоками к могущественному нечеловеческому племени масанг, которое в древности заселяло Тибет наряду с людьми.
Тибетские предания говорят, что масанг обладали чрезвычайно высокой культурой, наукой и искусством. Когда-то люди обладали способностью непосредственно общаться с масанг и даже вступать с ними в брак. Некоторые тибетские семьи ведут свой род от детей, родившихся в таких союзах. Именно от масанг люди получили многие древние знания и умения. Масанг изобрели игральные кости, которые первоначально использовались не для игры, а для гадания, и уже на основе этих костей были созданы камни для игры в бакчен. Тибетцы считают, что хотя масанг и стали невидимы для людей, они продолжают покровительствовать азартным играм и приносят удачу тем, к кому они благосклонны.
Для успешной игры в бакчен необходим особый сплав интеллекта, скорости мышления, интуиции и удачи. Именно поэтому бакчен одинаково популярен как среди аристократии и высшего духовенства, так и среди простых крестьян и кочевников. Чтобы изучить все правила под руководством квалифицированного игрока, требуется несколько дней, и этого времени оказывается достаточно, чтобы влюбиться в эту в полном смысле слова волшебную игру, сотворенную древней мудростью.
Существует пять уровней овладения мастерством игры в бакчен: два внешних, два внутренних и один тайный:
— Знание правил игры и владение основными ее стратегиями
— Способность учитывать в своей игре поведение соперников
— Интуитивная способность угадывать камни соперников
— Способность управлять удачей в игре
— Тайный уровень
На самом деле уровней мастерства существует больше: после тайного уровня идет "сверхтайный" и "запредельный". В Тибете как науки (например, медицина и астрология - две из семи основных наук, необходимых человеку для реализации), так и искусства, содержат материал как таковой, а также специальные практики для овладения этим материалом - и всё это распределяется по семи ступеням Мастерства. Таким образом, существует семь данов, но, например, спортивное Го со всеми его достижениями никогда не выходило за пределы 5-го дана...
Материал подготовлен на основе статьи И. Берхина