Тибетская астрология известна с давних времён. Её самые старые письменные источники относятся к 7-ому столетию новой эры. До этого времени астрологическое знание передавалось из уст в уста в стихотворной форме.
Тибетская астрология наиболее близка к китайской, так что на первый взгляд даже может показаться, что она тождественна ей. Однако есть ряд существенных отличий. Тибет на своих заоблачных вершинах веками казался (и был во многом) изолированным от всего остального мира, тем не менее, в течение его долгой истории происходил постоянный обмен предметами и идеями с соседями, и его культура постоянно обогащалась внешними влияниями. В Тибет проникали знания из Индии, Непала, Китая, Монголии, Афганистана – эти страны расположены вокруг по соседству, и на протяжении истории, в той или иной степени, постоянно контактировали с Тибетом. В итоге образовался уникальный культурный сплав, в котором местная самобытная тибетская культура, происходящая из древнего Шаншунга, органично впитала в себя черты столь разных цивилизаций, как персидская, китайская и индийская, добавив к ним свое, и многое творчески переосмыслив. Поэтому и “китайский” раздел тибетской астрологии не является простой калькой с китайской системы, хотя во многом ее повторяет..
Хотя о том кто кого повторяет, разумеется, существуют разные мнения. Некоторые тибетские бонские исследователи считают, что астрология элементов была воспринята Китаем уже в готовом виде значительно позже ее возникновения в царстве Шаншунг, где ее проповедовал за много тысяч лет до рождения Будды Шакьямуни основатель тибетской религии Бон Шенраб Миво. Приписывать изобретение астрологии элементов китайцам стали лишь с VII века, после принятия буддизма в Тибете, – чтобы принизить роль старой местной религии Бон.
Сторонники первичности тибетской астрологии, однако, не отрицают, что в дальнейшей истории происходил обмен знаниями и взаимное влияние астрологий Тибета и Китая. Например, в 635-642 году китайская принцесса, ставшая женой тибетского царя Сронцана Гампо привезла с собой в Тибет китайских астрологов и классические тексты. Действительно, некоторые китайские астрологические тексты дошли до нашего времени только в тибетских переводах (также, кстати, как и некоторые индийские).
(Материал подготовлен на основе статьи Б. Бойко "Тибетская астрология")