Танка — произведение изобразительного искусства, буквально — «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». На танка обычно изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей.
По-тибетски танка называется рейдри (рей — хлопок). Помимо традиционных танок, выполненных на загрунтованном холсте, существуют и другие их виды: построенные из песка или нарисованные на стене, изготовленные в стиле аппликации или вышитые, и другие. Величина может быть также очень разной: так, для праздников и церемоний изготавливают изображения гигантских размеров — до нескольких десятков метров, а для ношения на теле пишутся миниатюрные танка (их обычно вкладывают внутрь ладанок — гау). Большие танка часто исполняют большие группы художников, а на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы.
Материал, используемый для танка — это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда и шелк - для особо важных изображений. Материал натягивается на деревянный подрамник, а затем грунтуется специальной пастой из животного клея, смешанного с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируют с обеих сторон. Начинают работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. После этого начинается процесс живописания. Используемые пигменты в живописи танка — это непрозрачные минералы, как, например, малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать танка более стойкой. Последней, и, пожалуй, самой важной частью работы над танка, является живописание золотом. После завершения танка вшивается в парчовое обрамление. После этого совершается обряд освящения танка, который проводит опытный Лама.
На верхней иллюстрации - танка Тамары Илюхиной "Зеленая Тара". Справа - танка Анны Артемьевой "Ваджрасаттва яб-юм". Другие их работы можно посмотреть
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНКОПИСИ
Тибетское буддийское искусство формировалось под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. Так, у тибетского правителя Сонгцен Гампо (начало VII в.) было две супруги-принцессы — непальская и китайская. Каждая из них привезла с собой в Тибет бесценное приданое: непальская — множество священных изображений и статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского императора — статую Будды в двенадцатилетнем возрасте (оба изображения находятся в Лхасе). Они и послужили первыми образцами, которыми руководствовались многие поколения художников и скульпторов. Помимо этого царь Сонгцен Гампо заказал непальским мастерам образ Авалокитешвары, размер которого был равен росту самого правителя. Его святейшество V Кармапа (начало XV в.) распорядился отдать под роспись стены нескольких монастырей, а также заказал множество танок в непальском стиле. Большое число изображений Белой Тары, Майтреи и других божеств было изготовлено в 1500-х годах при II Далай-ламе. Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче в книге Tibetan Religious Art (издана в Германии, 1977) пишет, что произошло взаимопроникновение стилей и сейчас уже не найти примеров чисто индийской, непальской или китайской школы.
На иллюстрации - танка Николая Дудко "Будда Трех Времен". Другие его работы можно посмотреть