Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче

Краткая биография

Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче родился в Цзедонге недалеко от Шигацзе в провинции Цзан (Центральный Тибет), первого числа восьмого месяца петуха по тибетскому календарю (7 сентября 1945 года).


Сакья Тризин означает Держатель трона владения Сакья. Его Святейшество - 41 иерарх школы Сакья, одной из четырёх основных школ тибетского буддизма, в которой трон главы, в отличие от других школ, передаётся по наследству. Его Святейшество Сакья Тризин - прямой наследник линии древнего рода Кхон, тибетской аристократической семьи, которая согласно преданию ведёт своё происхождение от Божества Ясного Света.


Его Святейшество приступил к изучению буддийского учения в возрасте пяти лет, хотя до этого он получил несколько посвящений от своего отца. Фактически он получил свое первое посвящение - посвящение долгой жизни - сразу после рождения.


За время учебы в монастырях Сакья, Нгор в Лхасе, и позже в Индии, он получил все основные передачи, существующие в традиции Сакья: открытое и тайное учения Путь-Плод, Собрание посвящений и практик - Дуптаб Кунту, Наставления по циклу Ваджрайогини, наставления по Отказу от четырёх привязанностей и т.д.

С раннего возраста он знал наизусть многие тексты, такие как Хеваджра - Тантра, прошел многие виды отшельничества, сам даровал многочисленные посвящения. Он также получил много учений из других традиций тибетского буддизма.


Коренными учителями Его Святейшества были настоятели монастыря Нгор Нгаван Лодро Шенпен Ньинпо и Кансар Шабдрун, лама Нгаван Лодро Ринчен, , великий йогин школы Ньингма , Пенде Кенпо, Сакья Кенпо Чжампел Санпо, Дешун Ринпоче и глава традиции Цар - Чогэ Тричен Ринпоче.


Трон Сакья он унаследовал в начале 1959 года. Почти сразу после церемонии интронизации он вместе с другими соотечественниками был вынужден оставить Тибет в связи с потерей независимости Тибета.


Первое время он жил в Сиккиме, где начал изучать английский язык. Затем - в Дарджилинге, где провел три года, занимаясь буддийской философией под руководством Кхенпо Ринчена. После этого он отправился в Майсури, где в марте 1964 года был основан Сакья-центр в местечке Раджпур, между Майсури и городом Дерадун.

Все это время он изучал Тантру и получал множество объяснений от другого своего учителя Кхенпо Апэ Ринпоче. С 1971 по 1972 гг. он получил учение Собрание Тантр от Чогэ Тричэн Ринпоче. В возрасте двадцати двух лет он впервые сам даровал учение Путь-Плод в Сарнатхе.

Его Святейшество преданно служит делу Учения. Он имеет множество учеников в Индии и других странах. В течение нескольких поездок в Европу и США с его участием и благословением были открыты центры и храмы.

Первый приезд Его Святейшества в Россию в 1995 году - исключительное событие для буддийского мира, потому что связь школы Сакья с монголо-язычными народами была установлена еще в ХIII в., и многие из сокровищ школы, например, Субхашита ратна нидхи (Изящные изречения) , Четвертого иерарха школы Сакья, по сей день высоко ценима монгольской и бурятской культурной традицией.

С 26 по 30 мая 1995 года Его Святейшество посетил Санкт-Петербург, где в буддийском монастыре Дацан Гунзэчойнэй даровал учение Отказ от четырех привязанностей, историю учения Путь-Плод, посвящение Манджушри. 29-30 мая более 200 человек получили посвящение Хеваджра-тантры. С 31 мая по 3 июня Его Святейшество посетил Москву, где даровал учение по той же программе, только вместо посвящения Манджушри было дано посвящение Тары. С 8 по 12 июня Его Святейшество давал аналогичные учения и посвящения в г. Элиста в Калмыкии, а с 18 по 22 июня в г. Улан-Удэ в Бурятии.

Посещение России Его Святейшеством Сакья Ринпоче явилось одним из наиболее ярких событий за последние годы. В городах, где Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче давал Учение и Посвящения, были образованы Сакья-центры и группы. Чтобы услышать учение Его Святейшества, верующие съехались со всей России.

Ламдре

Главным учением, практикуемым в школе Сакья является так называемое Ламдре (Lam-'bras), что в переводе означает Путь-плод, которое возводит практикующего к состоянию Хеваджры. Эта доктрина представляет собой синтез путей и результатов как внешних, так и внутренних аспектов буддийского учения.

Она проистекает от индийских учителей , Авадхути, Гаядхары и ученика Нагарджуны Шакьямитры, и, принесенная в Тибет тибетским переводчиком , передается до настоящего времени непрерывной линией учителей. Со времен Мучена Семпа Ченпо Кончок Гьелцена, ученика Нгорчена Кунга Зангпо (1382-1457) передача линии Путь-плод разделилась на две традиции: "Объяснение для ближайших учеников" (sLob-bshad) и "Для собрания" (Tshog-bshad).

В основе философии учения Путь-плод лежит представление о нераздельности сансары и нирваны. Согласно этой доктрине, невозможно достичь нирваны, или абсолютного покоя и мира путем простого бегства от сансары, или круговорота рождения и смерти, поскольку ум является корнем и основой как сансары, так и нирваны. Омраченный, он принимает сансарическую форму, а будучи очищен от омрачений становится нирваной. Поэтому в реальности практикующий должен в медитации стараться увидеть их нераздельность.

Хеваджра-тантра

Хеваджра (санскр. Hevajra, тиб. kye rdo rje, dgyes pa rdo rje, dges pa rdo rje; "Ваджрный оклик", "Ваджрное приветствие", "Ваджрное восхищение") – основное тантрическое божество в школе Сакья тибетского буддизма, однако присутствует также и в других школах. В классификации новых тантр Хеваджра-тантра относится к классу .

Традиция Хеваджры представлена в собрании текстов, среди которых Коренная Тантра Хеваджры из коллекции является основной. Практика Хеваджры играет важную роль в Ламдре.

Хеваджра считается гневным аспектом Будды Акшобхьи. Во всех формах Хеваджры, а их насчитывают четыре, его изображают в союзе яб-юм. Имя его супруги – Найратмия Дэви. Херуку изображают в танцующей позе со своей супругой. Они танцуют на лотосовом троне поверх четырёх демонов, лежащих на солнечном диске. В различных формах количество рук у Хеваджры различно: две, четыре, шесть или шестнадцать рук. В форме с шестнадцатью руками у Хеваджры восемь лиц и четыре ноги.

Он носит костяные украшения, а в руках держит капалы (санскр. kapāla – чаша из черепа). В капалах восьми правых рук изображают восемь животных, а в капалах восьми левых рук – божеств. На головах супругов короны, украшенные пятью черепами, символизирующими пять просветлённых семейств.

На плечах Хеваджры ожерелье из пятидесяти одной отсечённой головы, у его супруги – ожерелье из черепов. У Найратмия Дэви одно лицо и две руки, в которых она держит капалу и дигуг (санскр. kārtika, тиб. gri gug – изогнутый резак). Тело Хеваджры – тёмно-синего цвета. Тело его супруги – синего цвета. Супруги стоят посредине бушующего огня их собственной энергии.

на главную