Чогьял Намкай Норбу
  Чогьял Намкай Норбу
  Дзогчен
  Тибетский буддизм
  Учителя

 

ЧОГЬЯЛ НАМКАЙ НОРБУ

Величайший Мастер Дзогчена нашего времени, Чогьял Намкай Норбу, родился в деревне Геуг, в районе Деге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли - Тигра (1938 г.).


Говорят, что в этот день возле дома зацвели розы, хотя был декабрь. Начиная с самого раннего возраста он получал многочисленные передачи учения и посвящения от учителей, принадлежавших к разным школам тибетского буддизма.

Его отца звали Долма Церинг, он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было два года, мастера школы Ньингма Палъюл Карма Янсрид Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче узнали в нем воплощение , который был одним из величайших мастеров Дзогчена начала двадцатого столетия.

Адзом Другпа был учеником , а также учеником . Оба этих мастера были лидерами внесектарного движения Риме, развившегося Восточном Тибете в девятнадцатом столетии.

В 30 лет Адзом Другпа, получив прямое видение от несравненного (1730-1798), стал тертоном, т.е. открывателем скрытых духовных сокровищ.

Адзом Другпа был мастером для многих учителей Дзогчена того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу по отцовской линии Тогден Ургьен Тензин, который стал для него первым учителем Дзогчена. В конце жизни он достиг васшей реализации в Учении Дзогчен - тела света.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было восемь лет, и Палден Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение ума (1594-1651гг.). Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью - Падма Карпо (1527-1592гг.). Шабдрунг Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдрунги Ринпоче были дхармараджами - светскими и духовными правителями Бутана.

Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления по Дзогчену от Дзогчен Хана Ринпоче. С 8 до 14 лет Намкай Норбу Ринпоче учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также "Забмо Дандон" Кармапы Ранджунга Дорже. Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты.

Затем со своим дядей Тогдэном Ургьеном Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрме Дорже и передал Намкаю Норбу Ринпоче посвящение в цикл .

Встреча с Чжангчубом Дорже

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было 17 лет, он, следуя видению, полученному во сне, отправился на встречу со своим коренным учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге.

Вот что пишет Намкай Норбу Ринпоче в книге "Кристалл и путь света" об этом:

"Хотя я этого еще не знал, обстоятельствами мне была уготована встреча с особенным Учителем, которому предстояло придать всему, что я узнал и прочувствовал, новую, более глубокую перспективу, и благодаря встрече с ним мне довелось пробудиться и прийти к правильному пониманию учения Дзогчен.

С его помощью я понял важность Учения, которое в конце концов сам стал передавать на Западе. Этот учитель не был важной персоной. Тибетцы привыкли, что знаменитые учителя высокого ранга, как правило, подают себя с большой помпезностью. Без таких внешних признаков люди обычно не в состоянии определить качеств учителя, и я сам, наверное, не был исключением.

Однажды я увидел сон, где оказался в местности с множеством белых домов, построенных из бетона. А поскольку такие здания были характерны для Китая, а не для Тибета, я ошибочно (как оказалось впоследствии) предположил, что дома были китайскими. Но когда я во сне подошел поближе, то увидел на одном из них мантру Падмасамбхавы, написанную очень большими тибетскими буквами.

Я был озадачен: ведь если дом китайский, то почему над дверью мантра, написанная по-тибетски? Открыв дверь, я вошел и внутри увидел старика — на вид совсем обыкновенного старика. Я подумал: "Неужели этот человек — действительно Учитель?" И тогда он нагнулся, коснувшись своим лбом моего, — так тибетские учителя дают благословения — и начал читать мантру Падмасамбхавы.

Все это показалось мне очень странным, но теперь я уже был совершенно уверен, что он — Учитель. Затем старик велел мне обойти находившуюся неподалеку большую скалу; сказав, что в середине скалы я найду пещеру, в которой находятся восемь нерукотворных мандал. Он велел мне немедленно пойти туда и взглянуть на них. Сказанное им удивило меня еще больше, но, тем не менее, я сразу же пошел туда.

Когда я добрался до пещеры, позади меня возник мой отец — как только я вошел, он начал читать вслух Праджняпарамита-сутру, важнейшую из сутр Махаяны. Я начал повторять за ним, и мы вместе стали обходить пещеру. Я не смог увидеть все восемь мандал целиком, а разглядел только их углы и края, но проснулся я, ощущая их присутствие.

Спустя год после того сна, когда я уже вернулся в Тибет, в нашу деревню прибыл один человек навестить моего отца, и я стал свидетелем их разговора, в котором гость сообщил отцу о своем знакомстве с одним очень необычным лекарем. Он описал место, где жил лекарь, а также подробно описал самого человека, и, пока он рассказывал, в моей памяти всплыл прошлогодний сон.

Я был уверен, что человек, описанный гостем, — тот самый, которого я видел во сне. Обратившись к отцу, я напомнил ему свой сон, о котором рассказал вскоре после того, как его увидел, и спросил отца, не хочет ли он посетить этого лекаря. Отец согласился, и мы отправились на следующий же день.

Наше путешествие верхом длилось четыре дня, и, когда мы добрались до места, старик действительно оказался тем человеком, которого я видел во сне. У меня было реальное чувство, что я бывал в этой деревне раньше и мне знакомы и эти тибетские дома, построенные по-китайски, из бетона, и мантра над дверью дома лекаря.

У меня уже не оставалось сомнений, что он должен быть моим Учителем, и я остался у него, чтобы получить учение. Его имя было Чжангчуб Дордже, а выглядел он как простой тибетский крестьянин. Внешне его манера одеваться и образ жизни были совсем обычными, хотя в этой книге я поведаю некоторые другие истории о нем, из которых вы сможете понять, что его состояние было весьма далеко от обычного. Его ученики тоже жили совсем скромно, причем большинство из них были самыми простыми, далеко не богатыми людьми, которые выращивали урожай, работая в поле, и в то же время занимались совместной практикой.

Чжангчуб Дордже был учителем Дзогчена, а Дзогчен опирается не на внешнее, это учение о сущности состояния человека. Поэтому, когда позднее я по политическим обстоятельствам покинул Тибет и в конце концов поселился на Западе, в Италии, получив должность профессора в Восточном институте Неапольского университета, я убедился: хотя внешние условия и культура здесь и отличаются от тех, которые окружали меня в Тибете, основополагающее состояние каждого человека всегда одинаково. Я убедился, что учения Дзогчена не зависят от культуры, и их можно изучать, понимать и практиковать в любом культурном контексте".

Чжангчуб Дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа, и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) - знаменитого Учителя Дзогчена школы Бонпо. Ньяла Пема Дудул и Шардза Ринпоче также достигли высшей реализации в Учении Дзогчен - тела света.

Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих йогов и йогинь.

От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу Ринпоче принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание состояния Дзогчена. Некоторые передачи он принял также от сына учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике, и служа ему в качестве секретаря.

После этого Норбу Ринпоче отправился в длительное паломничество в Центральный Тибет, Непал, Индию и Бутан. Вернувшись в Дерге, на свою родину, он обнаружил, что политическая ситуация в стране сильно ухудшилась, поскольку китайская армия захватила Тибет. Продолжив путешествие по Центральному Тибету, он прибыл в Сикким.

Жизнь в изгнании. Переезд в Италию

С 1958 по 1960 год Намкай Норбу Ринпоче он жил в Гангтоке, (Сикким), где написал и отредактировал несколько тибетских книг. В 1960 году, когда ему было 22 года, профессор Джузеппе Туччи пригласил его в Рим для участия в исследованиях института по изучению Дальнего и Среднего Востока.

В 1960 в Риме он начал академическое сотрудничество с ISMEO (Istituto per il Medio e l’Estremo Oriente – Институт Ближнего и Дальнего Востока).

В 1962 он занял должность профессора в Восточном институте Неаполитанского университета (Istituto Universitario Orientale), где он преподавал тибетский, монгольский язык и литературу.

Со времени своего переезда в Италию Намкай Норбу Ринпоче сосредотачивался в своих исследованиях в основном на древней истории Тибета, тщательно изучая автохтонную традицию Бон. Его книги, которые включают работы по истории, медицине, астрологии, Бон и народным традициям, являются свидетельством глубокого знания тибетской культуры и его попыток сохранить это древнее духовное наследие. Они были высоко оценены тибетцами и учеными по всему миру.

В 1989 году Намкай Норбу Ринпоче основал в Италии тибетских исследований. Целью института стало углубление знания и понимания тибетских культурных традиций и их религиозных, исторических, философских, общественных, медицинских аспектов и искусства в качестве вклада в сохранение этой культуры. Задача института – сотрудничество с заинтересованными группами и индивидуами, чтобы таким образом сохранить живыми сущностные ценности этой традиции.

Понимая риск потерять драгоценное наследство, представляемое тибетской культурой, институт Шанг-Шунг поощряет все начинания, нацеленные на распространение и углубление знания тибетской культуры, и помогает ее выживанию. После основания Института Шанг-Шунг в Италии, его филиалы появились в США (1994) и Австрии (2000). Институт также проводит работу по переводу уникальных священных тибестких текстов. Важным моментом этой работы является гарантия качественного перевода древней мудрости, знания и опыта тибетской культуры на западные языки.

В 1988 году Намкай Норбу Ринпоче основал (Ассоциация за международную солидарность в Азии), неправительственную организацию, деятельность которой в основном посвящена решению медицинских и образовательных проблем тибетского народа. Целью ассоциации является строительство школ и больниц, реставрация монастырей, дистанционное меценатство и др. Например, в 1996 при финансовой поддержке Итальянского министерства иностранных дел, ASIA реализовала первую мультисекторную поддержку кочевого населения северо-западного тибетского автономного региона. Проект включил программы по улучшению здравоохранения, образования и социоэкономики.

С конца 60-х Намкай Норбу Ринпоче начал учить Янтра-йоге, а впоследствие созерцанию Дзогчен в Италии, где он долгое время жил и преподавал в Неаполитанском университете, поскольку увидел все более возрастающий интерес людей к культуре и мудрости Тибета.

Основанная им в начале 1980-х годов , целью, которой стало добровольное объединение людей, заинтересованных в этом знании, сейчас имеет 6 крупных центров, или гаров Дзогчен Общины, в разных частях света и центры в крупнейших городах мира, в том числе и в России.

Принцип существования Дзогчен Общины – соответствие общественному строю и законам той страны, в которой она существует, поэтому последователи этого учения являются обычными людьми, ведущими нормальный образ жизни, внешне никак не демонстрирующими свою принадлежность к этой группе. Люди, заинтересованные в учении Намкая Норбу Ринпоче, могут следовать ему, не являясь участниками Дзогчен Общины.

Намкай Норбу Ринпоче великий тертон, открывший множество скрытых учений - терма ума.

В настоящее время Намкай Норбу Ринпоче продолжает передавать знание Дзогчен по всему миру, и у нас есть невероятная возможность получить эти глубокие наставления и посвящения.


   
ДЗОГЧЕН-ОБЩИНА ЧОГЬЯЛА НАМКАЯ НОРБУ

Международная Дзогчен-община, основанная Чогьялом Намкаем Норбу - это открытое сообщество людей, объединяющее тех, кто заинтересован в изучении Дзогчен.

В настоящее время существует множество в Европе, Южной Америке, США, Японии, Австралии и других странах.

начала свое существование в 1992 году, когда Чогьял Намкай Норбу Ринпоче посетил страны только что распавшегося СССР.


За 15 лет существования община многократно возросла и развилась в единую сеть местных общин, существующих более чем в 40 городах России, Украины и стран Балтии.

Дзогчен-община состоит из тех, кто заинтересован следовать практике учения Дзочен. Основанная Чогьялом Намкаем Норбу в Италии во второй половине 60-х, Дзогчен-община стала быстро появляться в различных странах мира, становясь поистине международной. В настоящее время члены Дзогчен-общины живут в более чем 40 странах.

Сам способ организации общины является плодом видения Чогьяла Намкая Норбу: гары (букв. «резиденции», наиболее крупные места) и линги (меньшие по размеру) образуют большую Мандалу (букв. круг), которая объединяет различные географические регионы мира. Символически Мандала представляет собой вселенную, как она воспринимается индивидуумом, а в этом конкретном случае, места, где практикуют Дхарму.

В видении Мандалы не существует иерархических отношений ни между разными гарами, ни между гарами и лингами, а только отношения сотрудничества и взаимодействия.

Гары в мире: в России — Северный Кунсангар, на Украине, в Крыму — Южный Кунсангар, Европе — Западный Меригар (Италия) и Восточный Меригар (Румыния); в Северной Америке — Восточный Цегьялгар (США, Массачусетс) и Западный Цегьялгар (Западное побережье США и Мексика); в Южной Америке – Северный Ташигар (Венесуэла) и Южный Ташигар (Аргентина); в Океании – Намгьялгар (Австралия).

С Гарами связаны линги, которые, в свою очередь, образуют основные центры общины. Несколько лингов возникло в крупных городах (например, в Риме, Барселоне, Нью-Йорке, Москве).

Управлением и организацией в различных центрах и группах Дзогчен-общины занимается ганчи (gakyil, букв. «мандала радости»), орган, состоящий из трех отделов (различаемых по цветам: желтый, красный и синий), которые, согласно древней буддийской модели, соответствуют трем аспектам существования (телу, речи или энергии, и уму). Желтый ганчи, связанный с измерением тела, занимается экономическим управлением, красный, связанный с измерением речи или энергии, — деятельностью и проектами, направленными на поддержание и развитие центра, синий ганчи (связанный с измерением ума) — деятельностью, связанной с культурой и практикой.

Ганчи — это коллективный орган, без какой-либо внутренней иерархии, решения принимаются при общем согласии всего состава. Ганчи может состоять из трех, шести или девяти человек, они избираются каждый год. Кроме местных ганчи, существует международный ганчи, который относится непосредственно к Учителю, и который имеет функции управления и координации

Чогьял Намкай Норбу много путешествует по миру, передавая счастливым ученикам драгоценное Учение Дзогчен. Кроме того, он подготовил множество квалифицированных учителей по Танцу Ваджра, Янтра-йоге и Санти Маха Сангхе.

Очень важно также, что все ретриты Чогьяла Намкая Норбу можно увидеть в реальном времени через web-трансляции.

На фотографии - храм в Меригаре, центре Дзогчен Общины в Италии.


   
ТАНЕЦ ВАДЖРА

Танец Ваджра был открыт Чогьялом Намкаем Норбу в серии снов, связанных с дакини Гомадеви, и передан в начале 1990-х. Это медитация в движении, которая ведет к глубокому расслаблению и помогает гармонизировать физическую и ментальную энергию.

Для тех, кто обладает более глубоким пониманием смысла Ваджрного Танца, он является методом объединения тела, речи и ума в состоянии созерцания. Танец Ваджра практикуют на Мандале, которая представляет соответствие между внутренним измерением человека и внешним измерением мира.

В Кунпэнлинге есть зал с двумя мандалами для Танца Ваджра. Все, кто ранее принимал участие в обучающих ретритах по Танцу Ваджра с инструкторами Дзогчен Общины, могут приезжать и заниматься этой практикой в любое время, когда Ваджра-холл не задействован для других коллективных занятий - в том числе поздно вечером, ночью или рано утром.

Практика Танца Ваджра продолжается около часа. Один тун - это обычно так называемый complete (комплит), то есть последовательно Танец Песни Ваджра, Шесть Пространств Самантабхадры и Танец Трех Ваджр. Полным туном также считается три Танца Песни Ваджра или шесть Танцев Трех Ваджр irregular (иррегулер). Как правило, коллективная практика Ваджрного Танца в Кунпэнлинге назначается на 9.00, 15.00 и 20.00. Во время крупных мероприятий время занятий Танцем объявляется дополнительно.


Периодически проводятся обучающие ретриты по Танцу Ваджра с местными или международными инструкторами - как правило, для тех, кто уже получил передачу Гуру-йоги от Намкая Норбу Ринпоче и является членом Дзогчен Общины. Возможность "открытого" изучения предусмотрена только для Танца Шести Пространств: считается, что его изучение приносит неизмеримую пользу живым существам, а потому его разрешается изучать всем заинтересованным, независимо от наличия передачи и членства в ДО.

Информация об обучающих ретритах (сроки, время занятий и условия участия) обычно заранее публикуется в VOICE - информационной рассылке Дзогчен-общины.

На иллюстрации - Дакини Гомадеви, худ. .

На фотографии - аджра-холл в Кунпэнлинге во время ретрита по практике Танца Ваджра.


   
ЯНТРА-ЙОГА

Янтра-Йога, или йога движения - это йога тибетской традиции, устно передаваемой со времен создания текста Вайрочаной, великим Учителем VIII века. C тех пор, вплоть до наших дней, Янтра-йога передавалась от учителя к ученику в непрерывной линии приемственности.

"Для того, чтобы глубокий смысл, самая суть Учения, воистину стала нераздельна с тремя вратами (телом, речью и умом) практикующего, он должен включить в свою практику Янтра-йогу, переданную в тексте "Янтра соединения солнца и луны". Она очень действенно способствует появлению у нас ощутимых переживаний пути, связанных с поведением."

(Намкай Норбу Ринпоче "Драгоценный Сосуд - наставления по Базовому уровню Санти Маха Сангхи")

Практика Янтра-йоги начинается с упражнений для тела,  развивается в упражнениях для дыхания, и наконец, выходит на уровень ума. Измерение человека состоит из трех взаимосвязанных аспектов - физического тела, энергии  и ума. Достижение совершенной гармонии этих составляющих и есть конечная цель Янтра-йоги.

В Янтра-йоге, как и в Хатха-йоге, много асан. Асана, или поза — один из важных моментов, но не самый главный. Движение — самый важный аспект. Чтобы войти в асану, дыхание и движения взаимосвязаны и выполняются постепенно. Движение ограничено во времени, которое подразделяется на периоды, состоящие из четырех счетов: период входа в асану, определенный период нахождения в асане, и период завершения асаны. В Янтра-йоге все связано. Важно все движение полностью, не только асана.


Для практики Янтра-йоги во всей ее полноте необходимо получить передачу Учения Дзогчен; тем не менее, ее начальная ступень, связанная гармонизацией асан, движений и дыхания, доступна всем, кто в этом заинтересован.

Обучающие и корректирующие курсы по Янтра-йоге проводятся местными и международными инструкторами Дзогчен-общины, получившими эти полномочия непосредственно от Чогьяла Намкая Норбу.



   
САНТИ МАХА САНГХА

Санти Маха Сангха - это система теоретического и практического освоения Дзогчен Ати-йоги, разработанная Чогьялом Намкаем Норбу на основе Учений как устной традиции Кхама, так и традиции сокровищ Терма.

Санти Маха Сангха состоит из базового уровня, на котором закладывается основа для дальнейшего продвижения, а также из девяти последующих уровней, посвященных учениям всех трех разделов Дзогчен.

Для прохождения на каждый последующий уровень необходимо сдать экзамен по теоретическому материалу предыдущего уровня, выполнить соответствующий набор практик и участвовать в жизни и деятельности Дзогчен-общины.

Базовый уровень Санти Маха Сангхи посвящен изучению книги Чогьяла Намкая Норбу «Драгоценный сосуд» и освоению содержащихся в ней практик. Книга «Драгоценный сосуд» основана на тексте-упадеше Гуру Падмасамбхавы «Ожерелье воззрений», который очень сжато и сущностно объясняет особенности воззрения и принципов практики буддийских и небуддийских колесниц. В качестве комментария Намкай Норбу Ринпоче приводит обширные цитаты из учений таких великих учителей, как сам Гуру Падмасамбхава, Шантидева, Лонгченпа, Джигме Лингпа, Палтрул Ринпоче, Джамгон Конгтрул, Джу Мипам, Адзом Другпа и других.

Среди практик базового уровня есть как общебуддийские практики тренировок ума, постижения относительной и абсолютной бодхичитты, основополагающие тантрические практики Трех Корней, так и особые сущностные практики Дзогчена из различных циклов раздела Упадеша.

Освоение теоретического  материала базового уровня СМС позволяет получить основополагающее понимание различий между мирскими и немирскими путями, а также глубже понять особенности пути Дзогчен и его сущностное отличие от путей сутр и тантр. Освоение практик базового уровня создает прочную основу для последующей успешной практики Дзогчен, позволяя достоверно на собственном опыте обнаружить истинное состояние.

Чогьял Намкай Норбу явсегда рекомендует своим ученикам изучать базовый уровень Санти Маха Сангхи независимо от того, собираются ли они сдавать экзамены или нет.

Составлено на основе статьи И. Берхина.


   
WEB-ТРАНСЛЯЦИИ

Если  у  Вас  пока нет  возможности  лично  посетить ретрит  с  Чогьялом Намкаем  Норбу, чтобы получить от него прямую  передачу знания Дзогчен, то получить такую передачу можно во время Всемирной практики Гуру-йоги в один из трех особых дней через  WEB-трансляцию.

Эти дни - годовщины Великих Учителей Дзогчен: Гараба Дордже (февраль - начало марта), (июль - начало августа) и , предыдущего воплощения Намкая Норбу Ринпоче (конец ноября).

В эти дни вся Международная Дзогчен Община делает практику Гуру-йоги в один и тот же момент, одновременно с Чогьялом Намкаем Норбу. Благодаря открытой web-трансляции достигается полная синхронность действий Учителя и учеников, что позволяет Учителю во время практики ввести ученика в состояние знания, которое не зависит от расстояний. Так ученик получает возможность соединиться с линией передачи, где бы он ни находился. После практики Гуру-йоги Ринпоче также дает лунг (устную передачу) на несколько основных практик Дзогчен-общины, чтобы у новичков сразу появилась возможность практиковать, не дожидаясь возможности съездить на ретрит.

Важно понимать, что для получения такой передачи недостаточно простого присутствия на практике - необходимо осознанное её выполнение. Для новичков, заинтересованных в получении передачи от Намкая Норбу Ринпоче, накануне Всемирной практики опытные практикующие Дзогчен Общины обязательно проводят инструктаж, где объясняется смысл Гуру-йоги и детали предстоящей практики (дыхание, текст, мелодии, визуализация и мудры).

Кроме трех особых дней, передачу от Намкая Норбу Ринпоче можно получить во время WEB-трансляций ретритов, когда он дает Учение Дзогчен в той или иной точке мира.

WEB-трансляции ретритов с Ринпоче - это уникальная возможность получить от Учителя не только прямое введение в природу ума, но и устные наставления, а также лунги на разнообразные вторичные практики, которые могут быть полезны и эффективны в тех или иных обстоятельствах.

Трансляции Учения бывают открытыми и закрытыми. Для доступа к открытым трансляциям нет никаких ограничений - любой человек, интересующийся Учением Дзогчен, может беспрепятственно слушать такую  трансляцию. Открытые трансляции обычно дают общее представление об основных принципах и аспектах Учения Дзогчен. Доступ к закрытым трансляциям (где, как правило, Учение дается на более глубоком уровне) предоставляется только членам Дзогчен-общины.

В аудио-формате трансляцию можно слушать на любом компьютере, подключенном к интернету. Можно принимать как оригинальный аудиопоток (Ринпоче обычно дает Учение на английском языке), так и поток с качественным русским переводом.

Прием трансляций с видеопотоком (в том числе в дни Всемирной практики) возможен пока только в центрах Дзогчен-общины; в московском регионе просмотр видеотрансляций возможен в и в Кунпэнлингe, с которым Дзогчен-община активно сотрудничает. Оба места оборудованы качественной аппаратурой и большим экраном для проекции видео.

Подключение к web-трансляциям

Раздел, посвященный web-трансляциям, на сайте русскоязычной Дзогчен-общины:


Сайт международной Дзогчен-общины, посвященный web-трансляциям с Чогьялом Намкаем Норбу (на английском языке):