ПАЛДЕН ШЕРАБ РИНПОЧЕ. ЦЕВАНГ ДОНГЬЯЛ РИНПОЧЕ. ТАНТРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И ТЕРМА

 

(Отрывок из книги и "Чедеса естественного ума")


Тантра — это санскритское слово, которое означает "непрерывность". Тантра указывает главным образом на неменяющуюся природу ума, которая непрерывно продолжается от безначальных времен до окончательного просветления. Писания, в которых содержатся учения о неизменной, ваджрной природе ума, называются тантрами, а средства, используемые для прямого раскрытия природы ума, известны под названием Тантраяна или Ваджраяна.

Будда Шакьямуни раскрыл множество различных типов и уровней учения, подходящих для учеников с различными способностями. Высший раздел его учений — это Ваджраяна, которая охватывает множество практик, таких как предварительные практики, практики стадии развития и завершения, Махамудру и Дзогчен. Все практики Ваджраяны по-своему важны. Ваджраяну можно разделить на шесть уровней. Дзогчен — это шестой и наивысший уровень.

Тибет прославился как буддийская страна. В Тибете существуют четыре основные школы: Нингма, Кагью, Сакья и Гелуг. Нингма означает "древние", это старейшая из четырех школ. Впервые буддийские учения попали в Тибет в пятом веке, который известен как заря буддизма в Тибете, и начали расцветать во время Гуру Падмасамбхавы в восьмом столетии. Школы Кагью и Сакья возникли в одиннадцатом столетии, а школа Гелуг — в четырнадцатом столетии. Все эти школы произошли из одного корня и учат буддизму Ваджраяны. Различные школы не противоречат друг другу, и у каждой из них — своя линия великих практиков и ученых.

Множество учений Ваджраяны Гуру Падмасамбхавы было спрятано в различных частях Тибета для будущих поколений. По-тибетски эти спрятанные сокровища называются терма, а люди, которые открывают их, называются тертонами. Сокровища терма включают в себя тексты и ритуальные объекты, которые были спрятаны Гуру Падмасамбхавой и Госпожой Йеше Цогьял в восьмом веке в Тибете. Йеше Цогьял, одна из девяти сердечных учеников Падмасамбхавы, достигла просветления в течение одной жизни. Йеше Цогьял оставила знаки своей реализации, например, написала пальцем стихи на твердой скале.

Учения терма записала, главным образом, Йеше Цогьял, а также несколько других учителей, по наставлениям Гуру Падмасамбхавы для будущих поколений, которые будут жить в разных условиях. Они были спрятаны по всему Тибету, многие из них — в недоступных местах, например, внутри горной скалы или под водой в озерах и реках. Туда их поместили мастера, такие как Йеше Цогьял, которая сделала это благодаря силе своего осознания. В большинстве случаев, она на самом деле не отправлялась в те места, а спрятала терма с помощью силы своего ума.

Терма можно вернуть только с помощью медитативной силы тертонов. В линии Нингма существует 108 великих тертонов и 1000 меньших тертонов. Тертоны — это особые и могущественные люди, и им часто даже в детстве снятся особые сны, в которых они получают благословения и учения прямо от Гуру Падмасамбхавы и Йеше Цогьял. Когда тертоны медитируют, они становятся очень могущественными. Например, благодаря медитации на внутренние ветры они обретают то, что называется "быстрыми ногами", — способность очень быстро проходить большие расстояния. Тертоны обладают такой силой, потому что раскрыли свою собственную внутреннюю мудрость.

Тертоны без труда могут найти сокровища и вынести их из потайных мест. Например, тертон приходит к месту, где находится терма, скала сама открывается и он вынимает шкатулку, сделанную из драгоценных камней, металла или дерева, в которой содержится свиток с учениями. Помимо текстов Дхармы открыватели сокровищ также извлекают ритуальные объекты, например, ваджры, колокольчики, пурбы, статуи и одежду. Как только терма вынимается, скала тут же закрывается и все выглядит так, словно она никогда и не открывалась. Невозможно сказать, где хранились терма, если тертон не пометит это место особым знаком.

Тексты терма очень необычные: это маленькие кусочки желтой бумаги, свернутые в тугие свитки. Если вы положите эти свитки бумаги в огонь, они не загорятся. Эти учения написаны на особом языке, который называется символическим языком дакини. На этих свитках написано всего лишь несколько маленьких знаков, и это не тибетские буквы, но тертоны, посмотрев на эти буквы, могут расшифровать их в длинные книги. В Тибете много таких скрытых сокровищ, и они считаются совершенно особыми объектами. Например, если вы носите такой объект с собой, он защитит вас. Известно, что во время китайского вторжения в Тибет, терма защищали людей от пуль. Даже в современном Тибете великие тертоны продолжают открывать сокровища терма.

Перевод с английского Пема Гьяцо.

обратно на страницу "Библиотека"