Лонгчен Рабджам. Общее Изложение Самого Тайного


Будет проповедано общее изложение несравненной колесницы.

Приветствую великий простор пустого дхату!

Из несозданного пространства в сострадательную каю восставшего, Царя Ригпа - саморожденного Самантабхадру, Естество пяти светов, самосовершенство пяти семей, Всепроникающее сострадание источающего - приветствую!

С почтением склоняюсь пред природой ума - исконно всесовершенным Буддой;
Пред Сущностью - без основы, без корня;
Пред Природой - совершенной полнотой ясного света;
Пред состраданием (туг-дже - Энергия) - распахнувшимся необъятным простором.
Есть внешнее, внутреннее, тайное и очень тайное. Из них поведаю очень тайное - несравненного царя - общее изложение девяти колесниц.

Есть три:  Основа, Путь и Плод.
Через них раскрою два:  чистоту и самосовершенство.
Сначала расскажу о чистоте, всего - три:

Вначале - о чистоте Основы - изначально нет у нее ни основы, ни корня;

Затем - о чистоте Пути - пуст мой ум, нет у него корня;
В заключение - о чистоте Плода - достиг исконной земли, истощающей все.

[Теперь расскажу] о самосовершенстве, всего - три.

[Вначале] - о самосовершенстве Основы - бескрайне светлое Ригпа не склонно ни к сансаре, ни к нирване - [оно] пребывает в основе, [из которой] вышли все [дхармы].

Затем - о самосовершенстве Пути - во дворце Читты мирные и гневные [божества] вибрации пяти естественно ясных светов из глаз в безоблачном небе проявили - [так достиг] процветания в познании.

Наконец - о самосовершенстве Плода - с концом обучения все проявленное растворилось в дхармате - это великое самосовершенство внутреннего пространства.

Вибрацию Ригпа так живым понимать должно:
эта естественная вибрация есть гневное Тело пяти семейств, вездесущая Мудрость пустоты и ясности.

[Теперь расскажу] о методе, которым являет себя естество сансары и нирваны.

Из области великой чистоты возникло бескрайне светлое Ригпа - как радуга в небе.

Будда самосовершенной Основы - исконный владыка, неизменный свет, чей предел не сыскать ни в сансаре, ни в нирване - искони пробужден, от начала [пробужденность] распространяет.

Про этот порыв творчества Ригпа [так скажу].

Лишь двинулся - и уже знает себя:  изначальный Самантабхадра - извечно свободная Основа.

Благодаря этому не копятся кармические следы.

В тот миг, когда движущийся узнал себя, в тот же миг - совершенный Будда, чьи благие качества [уже] изначально завершены. А раз так, то Тело и Мудрость не являются следствиями какой-нибудь будущей причины. Если самосовершенен в основе, что за нужда добиваться этого усердием и трудами.

Поэтому в этот же самый миг узришь всю мандалу познаваемого и никогда уже вновь не будет сансары.

Из обители Будды Основы творчество Ригпа непрестанно продолжает распространяться. Вследствие неведения относительно своего естества, это творчество ошибочно принимается за субъект и объект - так возникают "я'' и "другое'', и все разнообразие двойственного мира.

От наличия причин и условий возникают три вида ума:  грубый, тонкий и очень тонкий - и три соответствующих им мира:  сначала - без образа, затем - мир образа, и, наконец, - мир страстей.

Если же какой такой мятущийся множественный ум, что хоть и не имеет основы, но проявлен в творчестве, вдруг, в движении, узнает в пустоте свое лицо - тут же освободится, и разве есть освобождение выше этого.

Что же до естества пяти светов Ригпа, то поскольку изначальное состояние разделилось на проявленность и пустоту, то сообразно с этим различают два творчества - проявленное и пустое.

Проявленное творчество - это тело и вишая и все разнообразие проявляющихся феноменов. Его называют еще самосовершенным творчеством.

Пустое творчество - это мятущийся ум. Хоть и без основы, без корня, но различные мысли непрестанно возникают; но лишь мелькнули - и где же искать их? Говорят, что они естественно возникают из чистого творчества.

Поскольку [вследствие неведения того, что является полнотой] благих качеств [изначального Будды], проявляется столь ущербным образом, то чтобы эти два вида творчества послужили условием и подспорьем к прозрению [истины], для их очищения используют два метода - тречхо и тхогей.

Тхогей - освобождает тело и вишаю в естественную вибрацию пяти светов.
В этом случае говорят, что изначальное Ригпа самоосвободилось внутри пяти светов.

Тречхо - освобождает движение мысли. Если вглядеться в сущность движущегося, то [самим своим] движением, движение мысли освобождает себя. Оставить все как есть, пусть естественно явленное пребывает в своей природе. Говорят, что это изначальное Ригпа, что не имеет корня, освободилось в обители дхарматы, исчерпывающей все феномены.

Изначальное естественное состояние непреходяще и неизменно. В небе, растворившем четыре махабхути, истощившее движение мысли Ригпа саморожденной вибрацией пяти естественных светов самопроизвольно проявилось мирными, гневными и т.п.

Без всякой причины, как луна в реке, как радуга, вдруг возник дворец Акаништхи, и я сам проявился в нем как хозяин со свитой. И нет ни укрощаемого, ни укрощения.

Распространил оттуда чудодейные лучи нирманы. Пусть живые почтят их как чудеснорожденных бодхисаттв-махасаттв. Мирными и гневными нирманами, сколько бы ни было блуждающих в усмиряемом мире, пусть подходящими чудесами осуществляют их пользу.

В этом учении говорится об истине. Нет в нем ничего придуманного, все как есть. Составил же его Жармед Лонгъян - Обширное пространство недеяния (byar med klong yangs) на славной горе Чхимпу.

Благо! Благо! Благо!

Перевод с тибетского В.Е.Ушакова.