Биография Лонгчена Рабджама

Лонгчен Рабджампа (тиб. klong chen rab 'byam pa / 1308-1363 гг), или Лонгченпа Дриме Осэр (тиб. klong chen pa dri med 'od zer), – выдающийся Учитель школы Ньингма тибетского буддизма, тертон.

Ниже приводится жизнеописание Лонгчена Рабджампы, составленное по материалам книги Его Святейшества Дуджома Ринпоче "Школа Ньингма тибетского буддизма".

Среди учителей Дзогчена (тиб. rdzogs pa chen po, или rdzogs chen – букв. "Великое Совершенство", санскр. mahāsandhi – букв. "Великое Единство") со времён Гуру Падмасамбхавы и Вималамитры Всеведущий Лонгчен Рабжам (тиб. kun mkhyen klong chen rab 'byams) считается величайшим Учителем, философом и писателем.

Он родился в десятый день одиннадцатого месяца года Земляной Обезьяны (2 марта 1308 года) в деревне Тотронг в Центральном Тибете. Его отец, Учитель Тенсунг, был сыном Лхасунга из семьи Рог. Лхасунг, выдающийся Учитель школы Ньингма, прожил сто пять лет. Матерью Лонгчена Рабджама была Сонамгьен из семьи Дром.

Его рождение сопровождало множество чудес. В ночь, когда он был зачат, его матери приснились два солнца на голове гигантского льва; они освещали весь мир и затем растворились в ней. При его рождении защитница Учения Намтру Ремати появилась в виде черной женщины с мечом. Взяв ребенка на руки, Намтру Ремати пообещала: "Я буду защищать его!"; затем вернула младенца матери и исчезла. Однажды, когда Соднамгьян работала в поле, случился сильный град, и она, испугавшись, убежала в укрытие, забыв малыша. Когда же вернулась, то не нашла его; в панике она стала кричать, и тут появилась Черная женщина с ребенком на руках и вернула его матери.

Одним из предыдущих воплощений Лонгчена Рабджама была принцесса Пэма Сэл, дочь царя Трисонг Децена. Когда она умирала, Гуру Падмасамбхава передал ей тэрма Ньингтиг (тиб. snying thig, snying tig, букв. "Сердечная Сущность"), учения о сокровенной сущности Дзогчена. Эти учения были открыты в скале, когда принцесса воплотилась в облике Пэмы Лэдрел Цэла (тиб. pad ma las 'brel rtsal, букв. "Лотосовая сила кармической связи" / 1231-1259гг), и они стали известны под названием Кхадро Ньингтиг (тиб. mkha' 'gro snying thig, букв. "Сердечная Сущность Дакини"). Следующим перерождением Пэмы Лэдрел Цэла стал Лонгчен Рабжам.

Он странствовал по всей стране и учился у многих выдающихся знатоков Дхармы. Он получил учение Сутр, учение "Маяджалы" (санскр. māyājāla, тиб. sgyu 'phrul drva ba, букв. "Иллюзорная сеть", "Волшебная сеть") и Читтаварги (санскр. cittavarga, тиб. sems sde - "Раздел Ума" - один из трёх разделов Дзогчена) и учение трёх основных разделов Старых Тантр от Учителя Шонну Дондруба из Дэнпага (тиб. gzhon nu don grub), от Учителя Ньона Тинмавы Сангье Тагпы и других. У него было более двадцати учителей, от которых он получил все учения и их передачи как Старых, так и Новых Тантр, которым учили в то время в Тибете.

На пятом месяце восьмимесячного тёмного ритрита (от англ. retreat, ритрит - затворничество, практика в уединении) в пещере Гьямэ Чогла однажды на рассвете у него было чудесное видение: он стоял на песчаном берегу реки, с которого открывался вид на холмистую местность. Вдруг стало слышно пение, сопровождаемое музыкой. Взглянув в ту сторону, откуда слышались звуки, он увидел прекрасную шестнадцатилетнюю девушку в парче, украшенную золотом и бирюзой, золотая вуаль закрывала её лицо. Она ехала верхом на коне, увешанном колокольчиками, сидя на кожаном седле. Лонгчен Рабджам прикоснулся к краю её одеяния и обратился с мольбой: "О благородная госпожа (Тара), прошу Вас, одарите меня своей добротой и расположением!" В ответ та возложила ему на голову корону из драгоценных камней и произнесла: "Отныне я всегда буду давать тебе свое благословение и даровать силы". В тот же момент его тело и ум погрузились в состояние блаженства, ясности и свободы от концепций. Лонгчен Рабджам пребывал в нём в течение трёх дней. ("Я не просыпался долгое время!", – так он опишет позже пережитое. Хотя в действительности он пробудился на рассвете, три дня он продолжал пребывать в том же состоянии.) Это событие упрочило созревание причин для связи с учениями Ньингтиг. После ритрита Лонгчен Рабджам дал посвящение Вайрочаны тридцати ученикам, мужчинам и женщинам. Это было первое посвящение, которое он провёл. Затем великий Учитель отправился в монастырь Самье.

В возрасте 27 лет, как было предсказано охраняющими божествами, Лонгчен Рабджам встретился с Ригдзином Кумараджей (тиб. rig 'dzin ku ma ra dza / 1266-1343гг). Кумарадза был великим Держателем передачи Ньингтиг, и в частности, учений Ньингтиг, которые принёс в Тибет Вималамитра (тиб. bi ma la mi tra). Их назвают Сангва Ньингтиг (тиб. gsang ba snying thig, букв. "Секретная Сердечная Сущность"), или Вима Ньингтиг (тиб. bi ma snying thig, букв. "Сердечная Сущность Вималамитры", включает 51 учение). В это время мастер пребывал в Яртод Кьяме, его ученики жили в лагере, где было около семидесяти палаток. Кумараджа принял Лонгчена Рабджама с радостью и вдохновил его предсказанием: "Прошлой ночью мне приснился сон, в котором я видел прекрасную божественную птицу во главе стаи из тысячи птиц. Они прилетели и разнесли мои тексты во всех направлениях. Это знак, что ты станешь Держателем передач всех моих Учений. Я передам тебе их полностью". Лонгчен Рабджам был чрезвычайно польщён приёмом мастера и столь воодушевляющими словами, но он не имел ничего с собой для обязательного пожертвования Сангхе. Это обстоятельство расстроило его, и он подумал: "Я стану единственным человеком, который должен покинуть Учителя из-за того, что у него нет ничего для пожертвования ради Учения. Мне надо покинуть эту долину до рассвета, так как будет стыдно уходить днём, на глазах у всех". Кумараджа прочитал эти унылые мысли Лонгченпы. На рассвете, когда тот собирался уходить, к нему пришли два посланника от Учителя и сказали: "Владыка Дхармы (тиб. chos rje – "Владыка Учения") желает видеть тебя". Лонгчен Рабджам повиновался. Кумараджа налил ему чая и сказал казначеям: "Я заплачу пожертвование Дхарме за Геше Самьепу (тиб. dge bshes gsam yas pa, то есть за Лонгчена Рабджама). Он будет лучшим среди всех моих учеников". В тот год Лонгченпа получил передачи и наставления по учениям Ньингтиг линии Вималамитры. В следующем году он получил передачи всех других тантр и наставлений по трём разделам Дзогпа Ченпо.

Находясь с Ригдзином Кумараджей, Лонгчен Рабжам переносил суровые лишения. Во время чрезвычайно холодной зимы у него был только рваный мешок вместо матраца и простыня, чтобы защититься от снега и холода. В течение двух месяцев ему приходилось питаться ничтожным количеством пищи. Лама давал Учение, которое противодействовало развитию привязанности, лагерь переносили из одного безлюдного места в другое. Только в течение одной весны Учитель и ученики перемещались девять раз. Лонгчену Рабжаму пришлось очень тяжело: как только он устраивался, наступало время переезжать снова. В таких условиях Лонгчен Рабжам в числе других учеников получил от ламы полные сокровенные учения Ньингтиг. Подобно тому, как вода переливается из одного сосуда в другой. Практикуя день и ночь, Лонгчен Рабжам достиг такой же реализации, как и его Учитель. Он получил полномочия Наследника Дхармы Учителя и Держателя Линии передачи.

Исполняя обет, данный Учителю, Лонгченпа семь лет созерцал в различных святых местах, включая убежище Чимпу возле монастыря Самье. Он достиг чистого видения мирных и гневных проявлений Падмасамбхавы, Ваджрасаттвы, Тары и обрёл способность общаться с божествами Восьми Великих Мандал. Защитники Дхармы дали обет служить ему и выполнять все его пожелания.

Время от времени он посещал Кумараджу, чтобы прояснить некоторые вопросы по Учению и по своей практике. Кумараджа радовался его усердию в видении, продвижением в медитации и в обретении мудрости. Семь раз Лонгченпа жертвовал Учителю всё свое имущество. Этот период своей жизни он так описывает в "Истории Лама Янгтиг": "Во мне нет больше привязанности к Сансаре. Я свободен от уз надежды и страха. Я всегда пребываю в воззрении и созерцании абсолютного Великого Совершенства".

Однажды, когда Лонгченпа молился и совершал жертвоприношение образу Джово в Лхасе (статуя Будды в отрочестве), он увидел свет, исходящий изо лба статуи и растворяющийся в его собственном лбу. Это переживание воскресило в нём память прошлых рождений, в том числе он вспомнил свою жизнь в облике учёного в Индии, возле горы Пик Грифов (тиб. bya rgod phung po'i ri, санскр. gidhrakūta, пали gijjhakūta), а также жизнь в стране Ли (тиб. li yul - район в Тибете, Кхотан). В нём пробудилось знание Писаний, которые он тогда изучал, и высокий уровень понимания их. В другой раз, когда Лонгчен Рабджам находился возле этой статуи, она стала излучать золотой свет, и над её головой учитель увидел семь поколений Будд, а также Бхайшаджьягуру, Чакрасамвару, Хеваджру, Авалокитешвару в облике Властелина Пространства, Джинасагару и множество защитников Учения. В возрасте тридцать одного года он впервые дал посвящения и наставления по учениям Ньингтиг некоторым ученикам в Ньипу Шугсэбе.

Позднее его ученик - йогин Осэр Гоча - после очень трудных поисков нашёл тексты Кхадро Ньингтиг и поднёс их Лонгчену Рабджаму. В ночь, когда Осэр Гоча принёс тексты в Чукпо Трак, все находившиеся там йогины и йогини видели далеко распространившееся сияние радужного света пяти цветов. В то же время защитница Дхармы Шенпа Согдрубма подарила Лонгчену Рабжаму копию этого же текста, что было очень важным знаком.

В следующем году он дал в Чимпу Римочене посвящения и учения Вима Ньингтиг восьми ученикам, мужчинам и женщинам. Передача сопровождалась чудесами, видениями и необычными переживаниями. Защитница Учения Экаджати вошла в одну из учениц и провозгласила свои пророчества. Танцуя, Лонгчен Рабджам пропел ваджрную песню:

О йогины, какая радость и счастье!

Сегодня вечером в непревзойденной обители Будды,
В теле – дворце мирных и гневных божеств,
Раскрылась мандала Будд, ясность и пустота.
Будда не существует вне, он – внутри...
Это так благодаря милосердию Ламы.
Лама не пребывает вне, он – внутри.
Учитель изначальной чистоты и спонтанного присутствия
Пребывает в состоянии ясности и пустоты,
Свободном от представлений.
О медитирующие! Чей ум пребывает в одиночестве?
Не удерживайте ваши мысли в себе,
Но позвольте им отправиться туда, где они свободны.
Поскольку ум есть пустота,
Куда бы он ни направлялся, где бы он ни пребывал,
Всё возникающее – проявление мудрости...
Когда знаешь процессы внутренних пяти светов,
Внешний свет солнца и луны проявляется непрерывно.
Если прервать внутренние мысли в корне,
Хорошие и плохие внешние обстоятельства
Проявляются как Великое Блаженство.
Если возрастает внутреннее тигле,
Всегда собирается множество внешних дакинь.
Когда развязаны внутренние узлы каналов,
Развязываются внешние узлы
Того, кто воспринимает, и объектов восприятия.
Я пребываю в состоянии ясности Великого Блаженства.
О ваджрные братья и сёстры, какое счастье и радость!"

Лонгчен Рабджам написал примерно двести семьдесят трактатов. В его жизнеописании сообщается, что чудесные знамения происходили в ходе их написания. Так, когда он записывал пятьдесят пять трактатов Кхадро Янгтиг (тиб. mkha' 'gro yang tig, букв. "Сущность Дакини"), небо постоянно освещали света радуг, а все присутствующие могли видеть чудесные проявления дакинь. В видении Лонгчен Рабджам встретился с Вималамитрой и получил от него благословения, предсказания и передачи учений. Вималамитра вдохновил его написать работу Лама Янгтиг (тиб. bla ma yang tig, букв. "Сущность Учителя"), состоящую из тридцати пяти трактатов и разъясняющую учения Вима Ньингтиг. Много раз в комнате Лонгченпы его ученики видели защитников Дхармы: Экаджати, Дордже Лекпу и Рахулу.

Лонгченпа достиг совершенства внутреннего осознавания (тиб. rig pa tshad phebs) посредством практики тайного пути Тхогел (тиб. thod rgal).

Когда Лонгчену Рабджаму было пятьдесят шесть лет, в год Воды-Зайца (1363 г), во время передачи Учения он попросил дать ему бумагу и чернила. К великой скорби учеников он записал своё духовное завещание, озаглавленное "Незапятнанное Сияние" (тиб. dri ma med pa'i 'od). Вот некоторые строки из него:

Я давно знаю природу Сансары.
Поскольку в мирских вещах нет сущности,
И сейчас я должен оставить
Это непостоянное иллюзорное тело,
То скажу о единственном, что может принести благо.
Послушайте меня...
Сегодня, когда меня вдохновляет
Лик сострадательного Властелина Падмы,
Радость, которую я испытываю при смерти,
Гораздо сильнее, чем радость купцов,
Наживших состояние морской торговлей,
И чем радость правителей богов,
Провозглашающих свою победу в войне,
И чем радость тех,
Кто достиг медитативной погружённости.
Когда приходит время, странники отправляются в путь.
Ныне Пэма Лэдрел Цэл не останется здесь дольше,
А отправится в твердыню бессмертия,
Высшее блаженство...
В этой жизни у нас уже не будет связи.
Я – нищий, который собирается умереть,
Так, как ему нравится.
Не печальтесь, а всегда молитесь.

Затем Лонгчен Рабджам отправился в убежище Чимпу. Он сказал: "[Духовная сила] Чимпу равна силе места захоронения Шитавана в Индии. Умереть в этом месте лучше, чем родиться в других местах. Я собираюсь оставить здесь своё изношенное тело". У него появились признаки болезни, но Лонгчен Рабджам продолжал давать Учения большому собранию людей. Когда ученики просили его отдохнуть, он говорил: "Я хотел бы закончить передачу Учений". После подношений дакам и дакиням Лонгчен Рабджам дал для людей последнее Учение.

25 декабря 1363 года Лонгчен Рабджам сказал нескольким ученикам: "Приготовьте подношение и выйдите из комнаты". Когда ученики выразили желание остаться рядом с ним, Лонгчен Рабджам произнёс: "Итак, я собираюсь покинуть своё изношенное иллюзорное тело. Не шумите, а пребывайте в созерцании". Потом его ум растворился в изначальном состоянии, а тело осталось сидеть в позе Дхармакаи. Присутствовавшие почувствовали, как задрожала земля, и услышали шум. В Писаниях такие явления во время смерти считаются свидетельством высших духовных достижений умершего. Тело не трогали в течение двадцати пяти дней. В течение этого времени небо постоянно освещали радуги. Хотя истекал двенадцатый месяц и наступал первый (февраль), наиболее холодное время для Тибета, земля стала тёплой, лёд растаял и расцвели розы.

Во время кремации трижды содрогнулась земля, и семь раз разнёсся по окрестности необычный и громкий звук. Сердце, язык и глаза Лонгчена Рабджама не сгорели. Остатки от его костей походили на пять видов раковин и на множество иных реликвий. Всё это свидетельствовало о его достижении Пяти Тел и Пяти Видов Мудрости состояния Будды.

Составлено по материалам сайта


   
левитра