Геше Арта Лама
Арта Лама - Мастер Дзогчена традиции Бон Шанг Шунг Нен Гьюд, учился у Нима Цультрима Ринпоче - своего родного дяди.
Нима Цультрим Ринпоче - один из прославленных йогинов традиции Бон, проявивший признаки реализации Просветленного Сознания Будды еще при жизни, известен на весь Тибет тем, что шесть лет не принимал никакой пищи, и после смерти его тело уменьшилось до размеров младенца, что в Тибете считается признаком проявления Тела Света.
Вследствие занятий практикой, Арта Лама вспомнил своё прошлое перерождение. Посетил места, где он жил раньше и нашёл родственников из прошлой жизни. Доказательств было более чем достаточно и местные жители попросили Арта Ламу остаться с ними в качестве их духовного наставника. В горах для Арта Ламы был построен дом, в котором он прожил отшельником около пяти лет.
Затем, Арта Лама отправился в Непал в монастырь Тритен Норбутце, где под руководством Лопон Тензин Намдака Ринпоче продолжил изучать различные практики и тексты по Дзогчен традиции Бон. После семи лет обучения, Арта Лама успешно сдал экзамены на степень Геше-практика и в настоящее время преподаёт молодым монахам монастыря Тритен Норбутце основы философии Дзогчен.
С октября 2006 г. по июнь 2007 г. Арта Лама, вместе со своими русскими учениками из различных городов России, находился в ретрите по практикам «Туммо» и «Ясного Света» в горах Алтая.
Традиция Бон
Бон - это древнейшая духовная традиция Тибета, которая включает в себя учения и практики, применимые ко всем аспектам жизни, в том числе к нашим отношениям со стихийными качествами природы, нашему нравственному поведению, взращиванию любви, сострадания и духовной радости, а такженаивысшие учения Великого Совершенства, или Дзогчена.
Согласно изложению традицией бон своих истоков, за много тысяч лет до рождения Будды Шакьямуни в этот мир пришел Будда Тонпа Шенраб Мивоче и разъяснил свои учения на землях Олмо Лунгринг. Ол символизирует нерожденное, мо - неизбывное, лунг - пророческие слова Тонпа Шенраба и «ринг» - его нескончаемое сострадание. Некоторые современные ученые отождествили Олмо Лунгринг с Шанг-Шунгом, страной, окружавшей Гору Кайлас в западном Тибете, и колыбелью тибетской цивилизации. Есть и другие толкования.
Говорится, что Тонпа Шенраб учил бону в ходе трех последовательных циклов учений. Сначала он учил «Девяти путям бона»; затем он учил «Четырем вратам бона и пятой – Сокровищнице»; и, наконец, он явил «внешние, внутренние и тайные заветы». В последнем цикле учений внешний цикл - это путь отречения или учения сутр; внутренний цикл - путь преображения или учения тантр; и тайный цикл - путь самоосвобождения или учения дзогчена. Такое деление на сутра, тантра and дзогчен также содержится в школе ньингма тибетского буддизма.
Последователи бона получают устные учения и передачи от учителей линии преемственности, которая не прерывалась с древних времен и по сей день. Кроме того, сохранилось большинство духовных текстов. И хотя большая часть современного бона аналогична тибетскому буддизму, тем не менее, бон сохраняет богатство и особенности своих корней иджущих не от Будды Шакьямуни, а от Будды Тонпы Шенраба. В этом смысле бон есть буддизм.
До недавнего времени древние учения бона передавались очень малому числу учеников в разных поколениях. Теперь бонские лама обучают и учеников с Запада бонским духовным традициям и практикам.
Благодаря беспрерывным усилиям 33-го настоятеля «Менри», и наиболее значимого учителя традиции бон, за пределами Тибета было построено два новых монастыря. Монастырь «Таши Менри Линг», построенный в Тибете в 1405 г., затем был воссоздан в Доланджи, Индия, А монастырь «Тритен Норбуце» сначала был построен в Тибете в 14 веке, а ныне его воссоздали в Катманду, в Непале.
В обоих монастырях есть школы, имеющие право присваивать учёные степени геше. В монастыре Менри также есть средняя восьмилетняя школа и сиротский приют, рассчитанный на более чем 150 мальчиков и девочек. Оба монастыря являются современными источниками бонской культуры, учености и сострадания ко всем живым существам.
Его Святейшество Далай-лама XIV о Боне
"Бон - это старейшая духовная традиция Тибета, и, будучи исконным источником тибетской культуры, он играл существенную роль в формировании уникальной идентичности Тибета. Поэтому я часто подчеркивал важность сохранения этой традиции.
Традиция бон обычно ассоциируется с царством Шанг-Шунг, существовавшим вокруг Горы Кайлас и в области к западу от Тибета еще до времен правления тибетского царя Сонгцена Гампо, жившего в седьмом веке. Мы тибетцы считаем бон древней, исконной религиозной и культурной традицией наших предков, являющейся источником и воплощением многих аспектов тибетского образа жизни. С приходом буддизма на Землю снегов большинство тибетцев стало буддистами. Несмотря на это, после одиннадцатого века бон сумел сохраниться и пережить периоды роста и возрождения, и до китайской оккупации его практиковали во многих частях страны.
Традиция бон передала нынешнему поколению могучее наследство образования и подготовки по философии, монашеской дисциплине, ритуалу и медитации. Она поощряет интегральный подход, включающий исследование текстов, философский диспут и личные размышления.
Бонские монастыри, их монахи и ламы пострадали не меньше, чем их буддийские собратья из-за беспорядков, последовавших после китайского захвата Тибета. Горстка преданных учителей отвечала за сохранение и передачу духовной и культурной передачи бонпо.
Будучи в изгнании, в Индии, сообщество бонпо основало поселение в Доланджи, на холмах вокруг Солана в штате Химачал Прадеш, приложив усилия по сохранению образа жизни бонпо. Подобно четырем тибетским буддийским традициям, сообщество бонпо выбирает своих представителей в Собрание депутатов тибетского народа.
Средоточием этого поселения является монастырь «Таши Менри Линг», где молодые монахи проходят полное традиционное обучение. В добавление к занятиям по грамматике, медицине, астрологии и поэзии они также получают современное образование. Я сам видел, что студентам предоставляются хорошие условия для учебы, и что монахи хорошо дисциплинированы. Поэтому я приветствую любую помощь, которая может быть предоставлена этому монастырю".
По материалам сайта www.garuda-bon.ru